Выбор поставщика компрессоров


На предыдущих страницах мы рассмотрели особенности компрессорного оборудования, наиболее часто используемого в отечественных автосервисах. Но технически правильный выбор компрессора, то есть выбор оборудования с соответствующей производительностью, максимальным рабочим давлением и т.д. – далеко не всегда является окончательным решением вопроса обеспечения предприятия сжатым воздухом. Не меньшее, а порой намного большее значение имеет правильный выбор фирмы поставщика компрессорного оборудования.
Сегодня в одной Москве продажами компрессоров занимаются десятки, если не сотни компаний, которые через СМИ, Интернет, выставки ведут активную рекламную компанию. Естественно, что каждый из поставщиков сообщает, что именно его оборудование – самое лучшее и самое надежное. Поэтому даже технически квалифицированному специалисту порой сложно сделать выбор из нескольких альтернативных предложений различных поставщиков. Но в любом случае сделать это необходимо. С чего же начать?
Прежде всего, отметим, что практически всех поставщиков можно условно разбить на три группы:
– компании – поставщики автосервисного оборудования;
– официальные компании – поставщики компрессорного оборудования;
– торговые организации.
Поговорим подробнее о каждой группе.
Поставщики автосервисного оборудования
Практически каждая компания, занимающаяся поставками автосервисного оборудования, имеет в своем ассортименте воздушные компрессоры. Некоторые компании работают напрямую с заводами – изготовителями компрессоров, но большинство являются дилерами официальных фирм – поставщиков компрессорного оборудования. Преимущества при сотрудничестве с автосервисными компаниями, безусловно, есть. Основное состоит в том, что покупка компрессора, как правило, происходит совместно с покупкой другого оборудования. Так компрессор либо продвигает другие покупки, либо сам приобретается «в довесок»: оснащая автосервис подъемниками, покрасочно-сушильными камерами, шиномонтажными станками, пневмоинструментом и т.д., покупатель в обязательном порядке приобретает компрессор. И, поскольку крупные закупки (поставки) автосервисного оборудования предполагают долгосрочные отношения между покупателем и поставщиком, поставщик, скорее всего, в дальнейшем будет стремиться грамотно решать все вопросы, связанные с обслуживанием компрессора. Кроме того, покупая компрессор в составе оборудования для автосервиса, можно получить значительные скидки.
Но есть и определенные минусы. Во-первых, если автосервисная компания занимается прямыми поставками компрессоров, то объем их продаж, скорее всего, невелик, и впоследствии могут возникнуть определенные проблемы с оперативным обеспечением запасными частями. Во-вторых, если компания является дилером официального поставщика компрессорного оборудования, то, решая проблемы по обслуживанию и ремонту оборудования, она будет посредником в цепочке поставщик компрессора – покупатель. Ясно, что в ущерб себе никто работать не будет, и посредничество выльется в дополнительные расходы покупателя. Надо так же четко представлять, что, например, установка подъемника или монтаж покрасочно-сушильной камеры, их техническое обслуживание – это совершенно разные работы. Есть ли в компании квалифицированные механики? Каков их стаж работы именно с компрессорным оборудованием?
Например, с винтовыми компрессорами? Чтобы подстраховаться, имеет смысл перед покупкой поинтересоваться, где и сколько уже установлено компрессоров подобных выбранному (особенно, если речь идет о винтовом варианте). Если есть время (а его стоит найти) нужно съездить и пообщаться на месте с людьми, которые уже до вас прошли весь путь выбора. Использовать этот старинный метод, между прочим, и при покупке другого дорогостоящего оборудования.
Официальные компании – поставщики компрессорного оборудования
К этой группе можно отнести специализированные компании, занимающиеся прямыми поставками только компрессорного оборудования и продвигающие, как правило, какую-то одну торговую марку. Конечно, если речь идет о покупке небольшого поршневого компрессора для шиномонтажа, то обращаться в такую компанию, пожалуй, не стоит. А вот если есть необходимость приобрести мощный винтовой компрессор – отправить запросы нескольким поставщикам, безусловно, надо. Почему бы нет? Обывателю сложно уследить за всеми тенденциями и новинками на рынке компрессорного оборудования. Да и надо ли? А в таких компаниях работают наиболее подготовленные специалисты. Полезным бывает обсудить с потенциальными поставщиками предложения конкурентов, чтобы в «перекрестном допросе» привести предложения к одному знаменателю.
Нужно обязательно запросить данные о деятельности компании в России. Многие фирмы, которые вышли на рынок недавно, отличает агрессивная ценовая политика, они предлагают различные льготы по гарантийному и сервисному обслуживанию и т.д. Но где гарантия, что компания не окажется через пару лет «мыльным пузырем». И покупатель останется со своими проблемами один на один.
Компания, крепко стоящая на ногах, обязательно имеет в своем составе три структурных подразделения:
– офис (отдел продаж, служба логистики, служба маркетинга и т.д.);
– сервисный центр со складом запасных частей;
– склад готовой продукции.
Посещение офиса, скорее всего, даст довольно условную информацию о компании. Куда больше скажет визит в сервисный центр. Хорошо заранее познакомиться с людьми, которым в дальнейшем предстоит решать проблемы, возникающие с оборудованием. В хорошей компании непременно предложат несколько вариантов сотрудничества: подписание договора на сервисное обслуживание, услуги по подключению оборудования, по монтажу пневмосистемы и т.д.
В сервисном центре обязательно должно быть специально оборудованное место для проведения ремонтных работ. Если сервис находится в каком-нибудь полуподвальном помещении, подумайте, в конце концов, даже о том, как в случае необходимости, заносить для ремонта компрессор с 500-литровым ресивером?
Не лишним будет и посмотреть склад запасных частей и расходных материалов. Хороший склад должен иметь площадь под данный вид оборудования в несколько десятков квадратных метров. Порой поставщик утверждает, что большой склад держать не нужно, в случае аварии необходимую деталь «доставим DHL за три дня». Да, служба экспресс-доставки за три-четыре дня необходимую деталь доставит. Но дело в том, что большинство западных компаний производят оборудование только на заказ и для каждого конкретного заказа приобретают соответствующие комплектующие. Поэтому далеко не факт, что необходимая запчасть окажется в наличии на складе завода-изготовителя компрессорного оборудования. Сначала заявку на запчасть рассмотрят, потом запчасть закажут, привезут на склад изготовителя, и только потом служба доставки «за три-четыре дня» привезет ее в Россию. А если еще учесть выходные дни, праздники, «таможенные дела» – срок поставки может оказаться весьма продолжительным. А неисправное оборудование все это время будет простаивать.
И последнее. Следует поинтересоваться объемом склада готовой продукции. Крупные компании имеют на складах до нескольких десятков винтовых и не менее сотни поршневых компрессоров. И в случае выхода из строя оборудования и отсутствия на складе необходимых запчастей, сервисные инженеры снимут необходимые детали с новых компрессоров. Кроме того, объем склада готовой продукции косвенно скажет о том, насколько основательно компания укрепилась на российском рынке.
Из возможных проблем, которые могут возникнуть при сотрудничестве с компаниями-поставщиками оборудования, можно отметить две. Во-первых, есть риск затеряться среди многочисленных клиентов компании, особенно если компания крупная. А во-вторых – да, квалификация менеджеров компании может быть очень высокой. Но одно дело – оснащать компрессорным оборудованием молочные заводы и полиграфические комбинаты, и совсем другое – автосервисы. Поэтому, если есть желание приобрести компрессор именно в такой компании, вопросы выбора компрессора желательно дополнительно обсудить с менеджерами автосервисных компаний.
Торговые организации
Это самая многочисленная группа компаний, занимающихся продажами компрессоров. К ним можно отнести и магазины инструментов, имеющие компрессоры в своем ассортименте, и компании, занимающиеся продажами только компрессоров, но продвигающие несколько торговых марок. Это могут быть компании, занимающиеся продажами промышленного оборудования (упаковочного, полиграфического, строительного и т.д.), и поставляющие заодно компрессоры.
Сотрудничать с ними или нет, решать покупателю. Но в любом случае надо реально представлять проблемы, которые могут возникнуть с дальнейшим обслуживанием оборудования.
В заключение хочется сказать, что выбор компании-поставщика в итоге всегда остается за покупателем. Но опыт говорит, что нежелательно работать с небольшими компаниями и компаниями, не имеющими квалифицированного обслуживающего персонала. В любом случае, всегда следует оценить возможные убытки от простоя оборудования и добиться письменного подтверждения сроков выполнения ремонта.
Чуть выше говорилось о том, что предложения от нескольких компаний необходимо «привести к одному знаменателю». Рассмотрим подробнее основные критерии, которыми нужно при этом руководствоваться.
Цена
Для большинства покупателей этот критерий может оказаться самым важным. Но подходить к нему слишком упрощенно – то есть рассмотреть несколько предложений на оборудование с примерно одинаковыми характеристиками и выбрать самое дешевое, не стоит. Надо обязательно уточнить, что входит в цену: сам компрессор, доставка его со склада поставщика до покупателя, ввод в эксплуатацию… Что касается последнего – выясните, возможно ли подключение оборудования силами покупателя или это обязательно должен делать поставщик, и какова в этом случае стоимость выезда механика и пусконаладочных работ.
Еще важнее попытаться оценить, во что обойдется эксплуатация компрессора в течение нескольких, например пяти, лет. Очень часто поставщики при продаже используют такой «маркетинговый прием» – снижают цену компрессора при продаже, иногда до себестоимости оборудования и ниже, а потом «добирают» ее при реализации так называемых «оригинальных» запасных частей. А оценить в первом приближении расходы на содержание компрессора довольно просто: есть определенная периодичность проведения технического обслуживания (для винтовых компрессоров, как правило, 3000 часов), есть стоимость набора расходных материалов для ТО. Зная предполагаемое время работы компрессора в течение дня умножьте его на число рабочих дней в году. Полученное и есть примерное значение годовой наработки компрессора. Но и здесь есть один нюанс. Программа ТО винтового компрессора предполагает проведение первого обслуживания через 500 часов (с заменой масла и масляного фильтра), а далее – обслуживание через каждые 3000 часов (с заменой масла, масляного и воздушного фильтров, а также картриджа воздушно-масляного сепаратора). Так вот, некоторые компании, когда говорят о стоимости комплекта расходных материалов для ТО, называют стоимость набора для ТО-1. Обязательно уточните, какие именно расходные материалы входят в набор для проведения ТО и попросите письменно подтвердить цену этих материалов на несколько ближайших лет. Сразу следует подумать, как будет в дальнейшем осуществляться обслуживание компрессора: своими силами (если да, то надо поинтересоваться, сохранится ли при этом гарантия и какова стоимость обучения сотрудника, который это обслуживание будет проводить), или обслуживание в дальнейшем будет проводить поставщик оборудования. В этом случае, помимо стоимости расходных материалов, надо узнать стоимость выезда механика и работ по обслуживанию компрессора. Ну и на всякий случай уточните стоимость основных запчастей, которые, возможно, придется менять после окончания гарантийного срока. Для винтового компрессора – это, например, ремкомплект термостата, ремкомплект клапана минимального давления, ремкомплект всасывающего клапана, ремни и т.д. Для поршневого компрессора – поршневые кольца, вкладыши, клапанные группы и т.д. Достаточно рассмотреть стоимость нескольких позиций у разных поставщиков, чтобы получить представление об уровне цен.
Условия поставки и оплаты
Здесь возможны два варианта – 100% предоплата и получение оборудования со склада поставщика, либо предоплата и поставка на заказ со склада завода-изготовителя на склад поставщика, а затем осуществление доплаты и получение оборудования. Если компрессор нужен «вчера» – то остается только искать, у кого же есть в наличии интересующая модель. А вот если компрессор нужен через 2–3 месяца, можно попросить у поставщика дополнительные скидки, ведь цена компрессора со склада в Москве (другом городе) предполагает учет накладных расходов за хранение оборудования. И в случае поставки компрессора на заказ цена оборудования может быть уменьшена как раз на эту сумму.
Можно также попросить отсрочку платежа – сейчас очень многие компании готовы предложить такого рода услуги. Ну и последнее: если покупатель и поставщик находятся в разных городах, то необходимо учесть транспортные расходы по доставке компрессора.
Надежность и качество оборудования
Это, пожалуй, наиболее трудно оцениваемые критерии. В нашей стране очень популярны такие термины, как «наработка на отказ» и «ресурс оборудования». И этим очень активно пользуются некоторые поставщики. Действительно, когда говорят, что «ресурс подшипников винтового блока составляет 100 000 часов работы», это вызывает определенное уважение. На самом деле, декларирование таких больших цифр – 100 000 или 150 000 и т.п. – при гарантии 1 год (это менее 9000 рабочих часов при ежедневной круглосуточной работе в течение года) ничего не стоит. При выходе из строя компрессора после 10 000 часов работы ремонтировать его придется уже за деньги. И еще один момент: подумайте о том, нужны ли такие большие «ресурсы», нужно ли за них платить дополнительные деньги? 100 000 рабочих часов при ежегодной наработке 6000 часов – это более 15 лет работы. Нужен ли такой ресурс компрессору? Ведь если он не износится за эти годы материально, то наверняка за 15 лет устареет морально.
Что касается надежности и качества оборудования, то косвенно на них может влиять, например, страна, где оборудование было произведено. Но в настоящее время очень многие известные производители компрессорного оборудования имеют свои сборочные производства в странах «третьего мира», что не самым лучшим образом сказывается на качестве продукции. И выяснить у поставщика, где же было произведено оборудование, зачастую довольно сложно.
Выход в этом случае один – попросить рефернц-лист и пообщаться с теми, кто уже купил аналогичное оборудование.
Гарантия на оборудование
Как правило, большинство производителей и поставщиков дают гарантию на свое оборудование минимум 12 месяцев с даты продажи (или ввода оборудования в эксплуатацию – это, кстати, тоже надо уточнить). А вот условия гарантии могут быть различными. Чаще всего бесплатно меняют детали, вышедшие из строя по вине завода- изготовителя (расходные материалы и детали, подверженные естественному износу, под гарантию не попадают). При этом гарантия не покрывает транспортные расходы – за выезд механика для проведения гарантийного ремонта придется платить. Или другой вариант – доставить своими силами оборудование в сервисный центр (вот здесь-то и возникнут проблемы, если сервис в «полуподвале»). В некоторых компаниях могут попросить оплатить работу механиков (да, запчасти бесплатно, а работа – нет) – этим тоже можно поинтересоваться.
Некоторые компании декларируют продленную гарантию сроком до 5 лет. Это, опять же никак не связано с качеством оборудования. Как правило, длительные сроки гарантии покрываются более высокой начальной ценой оборудования и уменьшенными сроками межсервисного обслуживания либо увеличенной ценой «оригинальных запасных частей». Часто продленная гарантия распространяется не на все оборудование, а на отдельные узлы. Например, у винтового компрессора – на винтовой блок. Или продавец накладывает определенные жесткие условия на подключение и дальнейшее обслуживание оборудования, а это опять же деньги. Поэтому, рассматривая такое предложение, обязательно посчитайте, во что обойдется содержание компрессора в течение продленного гарантийного срока – итоговая сумма может превысить стоимость самого компрессора.
Как видим, критериев для принятия решения очень много. Какие из них важнее – решать в конечном итоге покупателю. Главное, надо всегда помнить, что покупка оборудования предполагает долгосрочные отношения между поставщиком и покупателем. И чтобы эти отношения в дальнейшем доставляли как можно меньше проблем, все спорные моменты лучше выяснить заранее.
Мы рассмотрели технические особенности и основные критерии выбора компрессоров, используемых в отечественных автосервисах. Но компрессор – это оборудование, предназначенное только для производства сжатого воздуха. И на пути от компрессора до пневмооборудования сжатый воздух необходимо соответствующим образом подготовить – очистить от твердых частиц, от паров масла, удалить образовавшийся в процессе сжатия конденсат. Да и саму пневмомагистраль надо смонтировать без ошибок.

Форма входа

Поиск

Друзья сайта