Как говорится, понять пиво может только тот, кто его попробовал. Вот мы, завершив курс теории, и попробовали. Только не пиво, а водоразбавляемую систему Standohyd. Занимались мы этим в течение четырех дней и на реальных кузовных деталях от различных автомобилей. Обучение представляло собой полноценную работу — от подготовки детали до ее окончательной сушки и полировки. Каждый участник семинара получил в свое распоряжение отдельную кузовную деталь и под руководством технического консультанта творил с ней все, что хотел.
Вначале была проведена полная подготовка деталей под окраску. В данном случае применяются стандартные технологии, одинаковые при работе с любыми окрасочными системами.
При работе с водоразбавляемыми красками особое внимание надо уделять обезжириванию и удалению силикона, так как водные составы очень чувствительно реагируют на любые остатки жиров и масел. Для этих целей используются составы Standohyd Cleaner (для очистки поверхностей непосредственно перед окраской) и Standohyd Entfettungsmittel TB50 (средство для очистки металлов).
Другая важная особенность краски на водной основе заключается в том, что ее можно наносить только на некислотные грунты. Для водных систем не подходят грунтовки кислотного отверждения, а существует своя, разбавляемая только водой.
Например, коль скоро мы говорим о продукции Standox, для грунтования поверхности под водоразбавляемые эмали использовать известные 1K Full Primer или Reaktiv Haft Primer нельзя.
Следующий этап обучения заключался в отработке навыков нанесения базы Standohyd разных цветов с эффектами «металлик» и «перламутр». Использовались реальные цвета известных марок (BMW, FORD). Миксы по стандартным рецептурам смешивали ученики - каждый для себя. Делали это сами, потому что на большинстве западных авторемонтных станций нет такой профессии - колорист. Там маляр сам смешивает и подбирает цвета, и в результате полностью отвечает за конечный результат. В России такой метод пока принят не везде, но на этом семинаре малярам пришлось смешивать миксы для получения базы самостоятельно.
Технология нанесения базы Stando-hyd, по сравнению с традиционными красками, существенно проще. Любой цвет можно нанести за один подход, без промежуточных сушек. При этом практически не имеет значения цвет грунта (порозаполнителя). Для демонстрации укрывистости был взят капот от ВАЗ-2110, окрашенный заводской белой акриловой краской. Его заматировали на сухую абразивом Р500, обезжирили вышеупомянутыми специальными составами и покрыли в 1,5 слоя красным перламутром. Вся операция была произведена за один раз, без промежуточной сушки - легкий слой и сразу за ним - полный слой. После сушки стало ясно, что второго слоя не требуется - поверхность была полностью укрыта, несмотря на очень неудобный цвет подложки!
Такая высокая укрывистость Stando-hyd достигается не cтолько за счет высокой вязкости базы — 22—26 сек. против 20—22 сек. у традиционных Standoх, сколько за счет повышенного содержания пигмента. Вот и получается, что благодаря своей высокой укрывистости эта база намного экономичнее красок на органических растворителях. Значит, и расход материала меньше.
Сушка деталей проводилась в той же камере, на что при использовании фенов требовалось всего 3-4 минуты. Без фенов на сушку уходит 15—20 минут. Мы могли точно определить полное высыхание по изменению цвета нанесенного окрасочного слоя. Удобно. Интересно наблюдать, как прямо на глазах поверхность детали как бы мутнеет, становится матовой. То есть через несколько минут поверхность уже готова к покрытию лаком. В водоразбавляемой системе Standox имеется специальный лак на водной основе- Standohyd 2K-Clear. Но его, в случае, если вдруг возникнет такая необходимость, вполне может заменить обычный прозрачный двухкомпонентный лак Standocryl 2K-HS-Clear. Этот традиционный продукт полностью совместим с водной системой, что мы и проверили на практике.
После тренировки по полной окраске детали ученики попробовали свои силы в более сложном деле - частичной окраске пятном и с переходом на соседний элемент. Специально для этого были смешаны новые базы, немного отличающиеся по рецептуре от ранее нанесенных на те же кузовные детали. Мы с вами хорошо знаем, что при подборе окрасочной базы для частичного или точечного ремонта не всегда удается достичь идеального совпадения цвета, независимо от окрасочной системы. И в ремонте «с переходом» или подкраске локальных участков в большинстве случаев очень и очень многое зависит от уровня мастерства и опыта самого маляра.
Standohyd выдержал это испытание с честью. Степень пригодности этой системы для локальной подкраски весьма любопытно охарактеризовал опытный маляр из «У-Сервис+» Алексей Орехов. По его словам, так все просто и эффективно, что даже просто обидно. Обидно, что нивелируется уровень мастера. Ведь с такой краской, считает Алексей Орехов, практически любой молодой маляр сможет добиваться тех же результатов, работать так же хорошо, как и человек с большим опытом.
Андрей Кузнецов из «Автопассажа» считает, что по легкости в работе и укрывистости Standohyd вне конкуренции. Одним из его несомненных преимуществ он считает нетребовательность новой окрасочной системы к цвету подложки.